08.12.2023
Образовательная среда, способствующая успешному профессиональному самоопределению школьников.
Образовательная среда школы рассматривается нами как совокупность условий и возможностей, влияющими на профессиональное самоопределение и личностной реализации обучающихся.
Необходимым условием для профессионального самоопределения школьников считаем необходимость развернуть перед школьниками избыточный веер возможностей в различных видах социальной, учебной и творческой реализации. Данное условие является одним из ключевых в краевом проекте Хабаровского края «Компас самоопределения».
В нашей школе этапы профессионального самоопределения осуществляются в различных видах образовательной деятельности, через уроки «технология», внеурочную деятельность, дополнительное образование, предпрофильную подготовку и профильное обучение.
- Основным партнером школы является семья, по заявлениям родителей осуществляется набор на разнообразные курсы внеурочной деятельности, элективные курсы, секции и кружки в структуре дополнительного образования школьников.
В школе есть все условия для осуществления предпрофильной подготовки и профильного обучениям
(слайд 1).
На сегодняшний день профильное обучение реализуется через учебный план школы, где оно представлено группами универсального и профильного обучения, а также обучение по индивидуальным учебным планам (слайд 2).
В школе есть профиль социально – математический, социально – гуманитарный, социально – правовой, химико – биологический, информационно – технологический, физико – математический.
- Социальное партнерство с организациями Нанайского муниципального района и Хабаровского края.
(слайд 3)
Установлены системные социальные отношения: Администрацией Нанайского муниципального района, а именно с отделом молодежной политики, отделом культуры, центром занятости, отделом социальной поддержки, национального парка «Анюйский».
Приведу несколько примеров эффективного социального партнерства, которые на сегодняшний день дают позитивные результаты.
- Создание экологического отряда «Друзья Анюйского парка».
(слайд 4.)
Деятельность отряда связана с профессией экологической направленности. С целью развития интереса к профессии участникам отряда дана возможность туриско — исследовательской деятельности и социальной практики, обучающиеся не только сами участвуют в экологических акциях, но и выступают инициаторами мероприятий. Например: «Спасатели природы», (слайд 5). «Село наш дом наведем порядок в нем». Заботятся о лесных озерах (слайд 6), выращивают дикорастущие растения, помогают в благоустройстве экологической тропы (слайд 7), занимаются в визит – центре «Анюйский», проводят эколого – просветительские мероприятия в школе (слайд 8). Посещали Японию с целью обмена опытом по экологическому воспитанию школьников. Школьники выбирают профессии связанные с данным направлением, например «Эколог», «Специалист по туризму» и др.
- Профориентационное самоопределение не может находиться в стороне от воспитательного процесса. Приоритетное направление — гражданско – патриотическое, реализуются многочисленные акции, проекты направленные на формирование и развитие активной гражданской позиции школьников, вырабатывается представление о профессиях военной направленности, на протяжении 16 лет проходит образовательное событие «Коммунарский сбор».
«День героя России» (Слайд 9), «Работа волонтерского отряда», отряда «Патриот» формируют навыки милосердного отношения к людям и патриотического отношения к Родине.
На протяжении многих лет школа сотрудничает с отрядом ОМВД ОМОН Хабаровского края, национальной гвардией, боевым братством. Представители посещают мероприятия проводимые в школе, школьники выезжают на экскурсии в город Хабаровск, проводятся дни героя России, коммунарский сбор. Ежегодно наши выпускники поступаю в школу милиции, пограничный институт, достойно несут службу в рядах Российской армии, многие остаются работать по контракту.
Выпускник Гладченко Александр в 2015 году награжден посмертно Орденом мужества (слайд 10 )
Мемориальную доску и уголок боевой славы в честь Александра Гладченко открыт в школе села Троицкое. Александр Гладченко — сотрудник ОМОН УМВД по Хабаровскому краю, погиб в 2014 году во время контртеррористической операции на Северном Кавказе (слайд 11)
- Данные традиции позволили в 2016-2017 учебном году открыть кадетский класс МЧС. Двадцать пять юных кадетов 5 «Б» класса в новой форме МЧС России заметно выделялись на фоне остальных учеников, собравшихся на торжественную линейку, посвященную Дню знаний.
(слайд 12,13)
Юные кадеты изучают основы военной и строевой подготовки, в программу включены спецкурсы: «Пожарное дело», «Пожарно- строевая подготовка», Безопасность на водных объектах», «Пожарная безопасность», «Основы эстетического воспитания, психология военнослужащих». Профильные занятия по пожарно — спасательному делу с ребятами ведут сотрудники МЧС России Хабаровского края по Нанайскому района. Три сотрудника МЧС являются бывшими выпускниками Троицкой средней школы.
- Заключенный договор с медицинским колледжем г. Хабаровска позволяет проводит работу со школьниками через кластерный подход. Наблюдается устойчивая тенденция поступления наших выпускников в медицинский университет г. Хабаровска, Санкт- Петербурга, медицинский колледж г. Хабаровска, Николаевска.
(слайд)
Большую роль играет ярмарка учебных мест (слайд 14), на которой школьники узнают условия поступления и обучения в определенное учебное заведение, большую работу проводят представители различных учебных заведений.
Ежегодно проходят встречи обучающихся 8-11 классов с представителями высшего профессионального образования: Хабаровский государственный институт искусств и культуры, Тихоокеанский Государственный университет, Дальневосточный государственный университет путей и сообщений, медицинский университет и др. Ребята узнают о специальностях, которые могут получить в вышеперечисленных учебных заведениях.
Главная цель Ярмарки учебных мест — оказание помощи обучающимся в вопросах профессиональной ориентации и самоопределения, выбора учебного учреждения для дальнейшего обучения, а также поиска востребованной на рынке труда новой профессии (слайд 14).
Поступление в ВУЗЫ связанные с педагогической профессией дают положительные результаты. В нашей школе 52 педагогических работника, из них 28 являются выпускниками нашей школы и школ Нанайского муниципального района.
Заключение: Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. Барбюс А. (слайд 15)